Даже после бомбежек времен Великой Отечественной, когда почти все гражданские здания были разрушены, посреди руин все так же величественно возвышались белокаменные красавцы, пусть и потрепанные, с поврежденными кровлями и стенами.
Древние зодчие
Сейчас в городе около 40 храмов, десять из них (то есть каждый четвертый) включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО с официальной формулировкой — представители псковской архитектурной школы. Примерно восемь столетий назад наши предки создали свой уникальный стиль: объединили опыт зодчих Новгорода и Византии, возвели церкви, которые оказались непохожими друг на друга, превратив Псков фактически в музей под открытым небом. А некоторые говорят — это в первую очередь город-храм. И действительно, почти во всех летописях и древних документах говорится: Псков — дом Святой Троицы, или дом Бога.
Даже в самом решении ЮНЕСКО региональные власти усмотрели чудесный промысел. На недавней встрече с журналистами вице-губернатор Вера Емельянова рассказала, что делегация до последнего момента не знала, на какую дату будет назначено голосование по псковской заявке. В итоге заседание провели 7 июля — в день всех псковских святых. Как говорится, необъяснимо, но факт. В нашем списке некоторые из храмов Пскова, которые входят в список ЮНЕСКО.
1. Собор Святого пророка Иоанна Предтечи
Это главный храм Иоанновского женского монастыря, построен более восьми столетий назад — в первой половине XII века! Один из первых каменных храмов средневекового Пскова, усыпальница псковских княгинь. Здесь покоятся святая Марфа — княгиня Мария Дмитриевна, внучка Александра Невского и супруга святого князя Довмонта-Тимофея, а также жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского, который считается основателем Псково-Печерского монастыря — обители, известной сегодня на всю Россию.
"Здесь же покоятся и мощи основательницы монастыря св. Евпраксии, в миру Евфросиньи Рогволдовны, дочери польского князя, принявшей православие и ставшей Небесной покровительницей псковичей. Она была убита пасынком своего мужа, князя-предателя Ярослава. В Священном Предании говорится, что 18 мая 1243 года над ее гробом замироточила икона Спасителя. В память об этом событии 18 мая ежегодно совершалась особая служба Всемилостивому Спасу. И сейчас над гробом святой Княгини находится чудотворный образ Христа Спасителя", — пояснила помощник древлехранителя псковской епархии Людмила Громова.
2. Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор
Древний собор Преображения Господня Мирожского монастыря — самая первая каменная церковь Пскова и единственный храм византийского типа, он построен в те времена, когда только зарождалось христианство.
Это единственное место в России, где лучше всего сохранились уникальные домонгольские фрески. Над их созданием восемь веков назад трудились первоклассные греческие мастера. Удивительно, но до наших дней дошли практически все эти творения.
Фрески были обнаружены случайно во время ремонта в соборе в 1858 году, под толстым слоем штукатурки и побелки. Сейчас увидеть уникальные изображения считается большой удачей — двери храма для паломников и туристов открывают не всегда. Внутри собора поддерживается особый климатический режим: если на улице дождь или просто сырая погода, доступ внутрь закрыт.
"Для реставрации и исследования фресок император Николай II повелел создать особую комиссию — реставрация фресок была проведена суздальскими живописцами. Здесь же монастырская святыня — икона Знамения Пресвятой Богородицы. Она изображена с воздетыми к небу руками. Икона прославлена излиянием слез из очей Богородицы во время эпидемии в Пскове в 1567 году. Для этой иконы составлена особая служба, а празднование этой иконы совершается ежегодно 24 сентября. Икона, по преданию, замироточила на стене, с нее был сделан список, который перенесли в Троицкий собор. Есть устное предание, что первую подлинную икону увез с собой Иван Грозный", — рассказывает Громова.
А еще, добавляет хранитель, это место в древности было центром летописания, именно здесь переписывалось "Слово о полку Игореве". А заказчиком и вдохновителем строительства собора был епископ Новгородский и Псковский Нифонт. По преданию, он ходил по городу с посохом и чашей в руках, чтобы собрать пожертвования на строительство храма.